пятница, 1 октября 2010 г.

Литературные гостиные в школе

Мы перестали быть самой читающей нацией. Современный поток информации предлагает готовую для восприятия картину мира. Кино, телевидение, интернет и видеоигры выдают палитру эмоционального насыщения на все запросы. И литература, в особенности классика, где нужно прилагать усилия, чтобы получить удовольствие от прочтения, остается в стороне от обыденной жизни. Дети гораздо острее чувствуют эти настроения, к тому же они быстрее поддаются ярким соблазнам телевидения и компьютерных технологий. И, не видевшие в руках родителей книги, дети не стремятся в библиотеки. Поэтому задача сохранения читающего общества в России полностью легла на плечи школьных учителей.
Во многом успех зависит от опыта преподавателя, ведь кроме творческих решений и игровых элементов на уроках учитель должен донести знания, требуемые госстандартом. «Литературная гостиная» - это показательный урок на выбранную тему, во время которого ученики читают стихи, тексты, исполняют песни и танцы. Форма урока «литературная гостиная» позволяет эмоционально наполнить школьный курс, раскрыть творческий потенциал учеников и надолго оставить в памяти творчество выбранного поэта или писателя.

На протяжении последних лет, работая учителем литературы в гимназии №87, я провела много тематических гостиных, превращая простой урок в праздник литературы для всех старших классов. Ученики и выпускники с радостью вспоминают вечера, посвященные творчеству А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А.Есенина, поэтов, писавших о Великой Отечественной войне.
Для меня работа начинается задолго до выступления с выбора класса, который будет участвовать, определения темы, которая подходит им по программе, разработки сценария для всего класса. Так как одно из главных моих условий проведения литературной гостиной – это участие всех учеников класса без исключения. Чтобы все испытали ощущения, которые дарят сцена, микрофоны, аплодисменты и общая атмосфера литературного праздника.
Для выступления ребята разучивают стихи, делают декорации, подбирают музыку, ищут костюмы. Для пушкинской поры – длинные бальные платья у девочек и строгие костюмы у мальчиков, а для военных стихов – гимнастерки и сапоги. Костюмы помогают погрузиться в эпоху, совершить путешествие во времени и перенестись на несколько десятков или сотен лет назад, и на сцене появляются степенные молодые люди и прекрасные дамы.
Более глубокое изучение отдельной темы дает познания о литературе и культурной жизни общества той эпохи, в которой жили и творили поэты. Например, в литературной гостиной, посвященной творчеству Пушкина, ребята танцевали танец экосез, столь характерный и популярный для того времени, и настолько же позабытый сейчас.
Однако главное все-таки не танцы, а литературная составляющая. За время репетиций тратится немало нервов: нужно, чтобы каждое слово чеканилось, чтобы все в зале могли услышать стихи, чтобы ученики с проблемным произношением и артикуляцией выступили хорошо. Ведь даже иностранное происхождение не освобождает от участия в гостиной. Мэтью Ринер, американский ученик, обучавшийся в классе по обмену, прочитал пушкинское стихотворение очень эмоционально и прочувствованно, чем вызвал заслуженные аплодисменты зрителей.
- Репетировали так много, что каждый из нас наизусть знал стихи, которые читали одноклассники, - признаются ученики после выступлений. – А «свои» стихи, вообще, могли в любое время дня и ночи рассказать. Выучили так, чтоб никакое волнение не испортило выступление.
Подобные уроки сильно воодушевляют ребят, усилия, которые они прилагают, приносят плоды: аплодисменты и благодарность зрителей окружают их со всех сторон. И, кроме того, они хорошо знают стихи русских поэтов, а некоторые даже смогут цитировать их и через много лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий