Сделать открытие можно даже на прогулке по родному городу, по местам, знакомым с детства. Мои бывшие ученики три года назад совершили целое множество открытий, создав «Литературный путеводитель города Краснодара».
Ребята сделали важное для себя открытие: знаменитые писатели – люди, которые видят мир иначе, чем окружающие, находились совсем рядом, на истоптанных с детства улицах, широких проспектах и небольших переулках родного города Краснодара. Эта гордость и восхищение за свой город, желание больше узнать самому и поделиться с одноклассниками и остальными горожанами – все это воспитывает любовь к малой родине. Трудно переоценить воспитательное значение такой исследовательской работы.
Кроме того такой практикум дал возможность проявить творческие и коммуникативные способности учащихся, а также привлечь их родителей к участию в сборе материалов.
Работа над путеводителем началась с карты города Краснодара, учащиеся выписали улицы, которые носят имена поэтов и писателей России, их оказалось двадцать девять. Кроме этого в списке были библиотеки имени Маяковского, Некрасова, Чуковского, театр имени Горького и площадь имени Пушкина. После «распределения» улиц и площадей ученики искали материалы о творческом и жизненном пути литераторов, изучали методическую литературу, учебники, справочники, энциклопедии и факты из Интернета, сверяли, отбирая самое интересное для путеводителя.
Родители оказали огромную помощь в сборе информации, ведь из всего списка в Юбилейном микрорайоне, в котором расположена школа, находится только библиотека имени Маяковского. Пришлось ездить по всему городу, посвящая исследовательской работе выходные дни. Ребята лично посещали улицы, которым были посвящены их исследования, фотографировали виды улиц, дома с адресами и достопримечательности, если они были. Более того, они встречались с жителями города, беседовали с участковыми милиционерами, которые оказали посильную помощь в исследовании: предоставили информацию о том, сколько людей живет на этой улице, сколько домов, какие особенности, длина улицы. По этому параметру молодые исследователи проявили особую смекалку – измерили длину улицы с помощью спидометра машина, а некоторые применили эмпирический опыт – прикинули протяженность на глазок.
Кроме того, за некоторыми фактами пришлось обращаться в архив, когда именно улицы были названы или переименованы в честь писателей и поэтов. Там же была поднята информация о том, что было на этих улицах в XIX веке и начале XX века.Ученики структурировали информацию, составляя сложные планы и отделяя главное от второстепенного. Они были максимально вовлечены в сбор материала, став гидами по «своим» улицам города. Каждый ученик координировал свою работу в соответствии с заданными учителем правилами: сначала творческая биография писателя, потом история улицы его имени, а затем достопримечательности и интересные факты. Важным условием было суметь поддержать интерес слушателей к своей работе во время выступления в аудитории (каждый выступил перед одноклассниками).
Ул. Фадеева |
«Литературный путеводитель» составлен как экскурсия по городу Краснодару с востока на запад, начиная с улицы Фадеева, расположенной первой от аэропорта – воздушных ворот в город Краснодар. Затем идут улицы: Островского, Шевченко, Короленко, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гоголя, Горького, театр им. Горького, Седина, Площадь, улица и библиотека им. Пушкина. Далее улицы Радищева, Островского, Чернышевского, Некрасова, Лермонтова, Достоевского, Кухаренко, Есенина, Грибоедова, Шолохова, Симонова, Тургенева, Федосеева, Рылеева, Толстого, Брюсова, Герцена и в конце – библиотеки имени Чуковского и Маяковского.
Литературная экскурсия заканчивается в библиотеке Маяковского, рядом со гимназией №87, ученики которой открыли свой родной город заново не только для себя и своих родителей, но и для многих жителей города. По итогам проведенной работы была издана брошюра «Литературный путеводитель города Краснодара». Ул. Гоголя |
Издание справочника в виде брошюры в настоящей типографии помогло увидеть ученикам, что их работа, начатая как игра, привела к осязаемым и реальным результатам. Этой работой ребята показали свою зрелость и компетентность. Они поверили в свои силы и в то, что осуществить можно любой творческий и научный замысел. Нужно лишь приложить усилия и приобретенные знания.
Анна Михайловна! С интересом прочитала материал! Я тоже с ребятами проводила поиски в посёлке Пашковский. На основе сочинений ребят, рассказов родителей мы создали небольшую ленту времени пос. Пашковский. Материал представлен на http://voytenko.blogspot.com.
ОтветитьУдалитьАнна Михайловна,с удовольствием посвятила вечер чтению вашего блога.Вы действительно-молодец!Я как молодой педагог,извлекла для себя много нового и полезного,не смотря на то,что профили у нас свами разные.Особенно я читала блог посвященный ВОВ,этот сайт действительно помог многим людям отыскать своих родных,на Мемориале есть материал и про моего дедушку,у него в госпитале украли ордена,а на этом сайте есть информация о его награждении.Современная молодежь,должна чтить и помнить тех,кто подарил им эту жизнь!Спасибо Вам,за ваши труды,посоветую ваш блог коллегам.
ОтветитьУдалитьЯ очень рада тому, что Вы, молодой педагог, нашли что-то интересное для себя в моем блоге.
ОтветитьУдалить